Урсул - Чуя, август 2016.

Фото все и сразу https://yadi.sk/d/hZnjqaC7uc6Xc

Цифры

Билеты Самара - Новосибирск, Новосибирск - Самара, Бийск - Новосибирск 9300
Трансфер Новосибирск - Урсул 2200
Трансфер Урсул - Чуя 1100
Трансфер Чуя - Бийск 900
Доставка катамаранов и каяка 700
Еда, ремнабор, аптечка, баня 2500

Отчёт Лены

Так же можно посмотреть его с фотографиями у неё на страничке https://vk.com/id11878150.

Алтай великолепен.

Я ещё ни от одной поездки так долго не отходила. Алтай мне снится ночами. Я будто бы просыпаюсь, в кромешной тьме, и слышу шум реки внизу. Вокруг меня горы, камни, тьма - но я вижу это каким-то внутренним зрением. Или не вижу, а чувствую. Я - там.

Все слова про то, что там мистично, что там сплошной миракль, особый фантастический дух и прочий эмейзинг, и любые разные слова - ни о чём. Алтай это вообще параллельная реальность, существующая здесь, сейчас, одновременно и везде, и уезжать оттуда было странно - куда уезжать, зачем? Всё ведь здесь...

Из Самары ехать долго, до Новосибирска, потом можно на поезде до Бийска, можно на авто. Мы ехали на авто до Бийска и далее, до Горноалтайска и ещё далее - километров двести в горы. Последний участок пути пришёлся на ночь, смутно различались горы из окна миниавтобуса мерседес, и серебрилась в свете луны Катунь. Остановились на заправке, у фонарей летали белые мотыли, огромные, показалось, что летучие мыши. Разница во времени +4 часа к московскому, поэтому совершенно непонятно, в каком часу приехали на стапель - на реку Урсул - была кромешная, холодная ночь. Раскинули палатки и завалились спать.

Утром нам предстояла сборка катамаранов - это и есть стапель. Собирали и попутно завтракали - утро было солнечным и тёплым. Первый день предполагал небольшой километраж, чтобы скататься и свыкнуться с командой, на четвёрке нас было два новичка, один бывалый - капитан, и девушка Таня, несколько лет назад ходившая на кате, но, по её словам, подзабывшая это дело. Всего в походе участвовало четыре экипажа на катамаранах, три из них шли на двойках, один (наш) был четвёркой, а наш адмирал и предводитель Вадим шёл на каяке.

Шатко - валко вышли на воду, цапанув с непривычки опору моста через Урсул, и пошли дальше. Впереди нас ждал небольшой участок относительно спокойной воды, на котором мы выделывались кто во что горазд, и это всё проходило безнаказанно - пока в одном из поворотов реки нас не занесло в прижим - это когда струя бьёт в скалу с силой и прижимает, держит там судно - выгрести и вырулить из этой засады мы просто не успели. Часто вода вытачивает в скале так называемый карман-выемку, она под водой, не видна, и туда затягивает гондолу и начинает топить человека на ней. Нас затащило правой, нашей, гондолой в карман, мы то отталкивались от скалы веслами, то пытались вылезти из строп и переползти на раму, но в какой-то момент нас наконец вынесло из прижима. Радости не было никакой, потому-что перед нами в прижим занесло экипаж девушек на двойке - за них было страшно - двойка легче и меньше четвёрки и её заволокло сильнее и топило дольше. Но почти сразу вслед за нами девчонки оттолкались и вышли - но далее участок был всё ещё опасным - поворот и камни. Пройдя самые неприятные штуки, мы увидели на берегу следы лагеря - лавочку и костровище и встали на ночлег. Погода днём была тёплой, солнце жарило вовсю, и ночь была не холодной. Спалось хорошо.

На следующий день мы должны были дойти до порога Замок, который не то 4 не то 5 категории сложности - чтобы встать там на днёвку. Шли мы довольно коряво, натыкаясь то тут, то там на камни, садясь на них то одной, то другой гондолой. Наш кэп Илья не привык громко орать и постоянно командовать, с нами он и орал и руководил постоянно, но срабатывало не всегда. Так, перед небольшим порогом Волчья яма мы не смогли зачалиться на струе и пришлось пройти порог, без осмотра, страховки и всего такого. Если забегать вперёд, то это был мой самый серьёзный порог - остальные как-то не запомнились. После порога мы страховали других, потом перекусывали. В планах на оставшийся день было - дойти до порога Замок; и успеть зачалиться перед ним. Чтобы не проходить его неожиданно, с вещами и без страховки. А то, знаете, с нами подобное уже бывало. Завидя размеченную трассу для каякеров - воротца над водой и зачаленный катамаран девочек - мы судорожно стали чалиться, и ура! Нам это удалось. Как оказалось потом, ребята, которые шли впереди - опытный капитан Андрей и новичок, но очень толковый Вова - повторили наш предыдущий ляп - зачалились, потом решили перечалиться и их снесло в порог. Но прошли они его без происшествий и потом долго и с горящими глазами делились впечатлениями. Все с разными целями идут в поход - сплав по бурным речкам, кто покататься просто

по реке, кто - по бурным категорийным порогам. Нам, лузерам, хватает и просто природы Алтая, а бывалым нужны все эти технические характеристики прохождения препятствий и наращивание мастерства. На пороге Замок река Урсул делает поворот, русло сужается, камни, упавшие в реку много лет назад, создают сложности прохождения, а именно это и нужно для счастья. С полянки, на которой мы разбили лагерь, отлично просматривался весь порог и ребята разными составами катались весь следующий день, прошли порог, зачалились внизу, где он закончился, затащили на берег, и отнесли снова в начало порога, и так много раз. Потом было решено остаться на ещё один день и замутить походную баню. Походная баня это отдельная тема. Весь день весь лагерь делал каркас, пилил дрова и складывал каменку. Каякеры, тренирующиеся на воротцах, с удивлением смотрели на нас. Мы, молодёжь, пытались тренироваться выше по течению, траверс струи и всё такое, но после того как у Ани не вышел эскимос на струе и она самосплавом поварилась в двух бочках и утопила весло, которое потом выплыло ниже порога, и чуть не утопила каяк, было решено сворачивать учения. Когда кто-то тренируется или проходит порог, необходима страховка - так, в условных местах выставляются люди с спасконцом, который надо одним концом привязывать к дереву, а другой конец, смотанным в кульке, выбрасывать в воду, к терпящим бедствие. Спасконец именуется водниками как "морковка", и помимо людей с морковками, по берегам выставляют катамараны (тоже с морковками наготове), которые могут выйти на воду и провести спасательные работы. Когда Аня кильнулась, спасательный катамаран и все, кто были на берегу, бросились на помощь, Юля подала весло, по которому Аня выбралась из бочки на камень, а каяк вылавливали ребята, строящие баню - в одних трусах в ледяную воду, босиком по острым камням. Брошенная морковка помогла заарканить каяк, ну а за веслом ходили пешком, спускаясь по крутой осыпи. Девушка Аня, чуть отошедши от водных процедур, сбегала рысью за веслом, а потом весь вечер перегоняла страховочные каты через порог. Стойкая девушка с веслом.

Приключения этого дня были на этом закончены, участники похода отлично попарились в бане, и наутро нас всех ждал финальный день по реке Урсул - мы должны были выйти к стрелке рек Урсул и Катунь и далее разобрать катамараны, сесть в машину и уехать на реку Чуя. С утра мне сообщили новость, что теперь я сижу сзади и рулю - предпочтительно рулю, и несколько километров по последним шиверам Урсула были незабываемыми - рулить мне нравилось гораздо больше, чем беспомощно матросить на носу (беспомощно, это потому-что рулить с носа я не умею, надо вывешиваться далеко вперёд, выпрыгивать за бочки, владеть дуговыми гребками и подтяжками, а я ничего, кроме вяло вперёд и вяло назад, не умею), сидя сзади и вися всем телом на весле, я старалась держать кат на курсе даже в сильные валы, важно табанила под камни и мы, кажется, нормально прошли этот отрезок. Он был очень бурным, валы высокие и нашу Таню даже разок выбило из строп. Урсул - узкая речка, близкие берега, полные опасностей - скалы и прижимы. Пару раз мы садились на камни, из-за неопытности. Зато мы научились слезать с них (на Чуе один раз пригодилось. Один камень чуть не сделал нам киль, только вывеситься и помогло). В целом, наш кэп сказал устало, что сплавлялись мы как, извините, г-но, а с чалкой у нас вообще трындец, а тем временем нас ждал жаркий полдень, бирюзовые воды Катуни, разборка катамаранов, погрузка вещей и недлинный путь по горным серпантинам и перевалам на автомобиле класса "буханка" с прицепом. Кстати, 11 человек, куча рюкзаков, катамараны и каяк отлично разместились...

Описывать словами красоты Алтая - дело неблагодарное, но я попробую. Окружающий колорит неяркий, все тона сдержанные и близкие друг другу - яркое только небо и вода. Зелень тоже приглушённого цвета, Алтай не кричит красками, он говорит с тобой - негромко, но чётко. Горы близкие, доступные - на Замке я ходила в небольшие радиалки - на любую из гор можно забраться просто так, много троп и полочек, большинство из которых проложил скот. На высокогорье пасутся великолепные лошади и коровы, овцы, козы и яки.

Разнообразные по цвету и фактуре, поросшие смешанными или хвойными лесами, или же голые скалистые, горы безусловно прекрасны. Солнце в разное время суток освещает разные гряды, и любоваться этим можно бесконечно. Прибавьте к этому шум воды, пену, бурлящую в бесконечных камнях у берегов. Это Алтай.

Проезжали слияние рек Чуя и Катунь, видели горы-тысячники, уходящая вперёд гряда со следами снега на вершинах. Где-то там гора Белуха, та самая. Но в этот раз я её не увижу.

Погода начала портиться, накрапывал дождь. В селе Чибит, где мы вылезли и разбили лагерь, было неуютно, людно, рядом дорога. Шумел небольшой водопад. Успели собрать каты до ночи. Дождь моросил, но было тепло. Даже пара радуг были зафиксированы на камеру. Наутро мутные грязно-белые воды реки Чуя приняли наши каты в свои волны. Урсул по сравнению с Чуей - ручей. Чуя мне понравилась больше, река шире, берега поприветливей, кое - где были песчаные заводи, деревья. Валы и препятствия совсем не пугали, наоборот - бодрили. Небольшие пороги, шиверы. Часто - переход на другой берег и траверс струи. Участки с шиверами чередовались с участками совсем спокойной воды, где мы отдыхали, болтали и зевали по сторонам. В первый день на Чуе мы дошли до порога Бегемот, который начинается под старым бревенчатым мостом, опорами для которого служат также бревна, доски и какой-то мусор, непонятно, на чём там вообще мост держится. Зачалились заранее, сбегали посмотрели, перечалились. Наверху разбили лагерь, перетаскали вещи. Дождь то начинался, то заканчивался. К ночи разошёлся совсем и ночь была очень холодная. Дрова никак не горели, дымили. Наутро перегоняли каты через порог - погода не наладилась, поэтому кататься особо никто не желал. Посмотрев через дырявый мост на бочку, которая приветливо ждала в начале порога, мы разошлись по местам страховки. Морковки ни разу не были закинуты, все катамараны, включая четвёрку, были успешно сплавлены через порог, а каякер Вадим успел несколько раз подстраховать катамараны с воды и попрыгать с моста в бурлящую бочку на каяке. Потом было решено переносить лагерь ниже по течению, к катамаранам ближе. И после обеда мы перетаскали вещи вниз. Некоторая молодёжь при перечалке катов умудрилась покиляться, но я не застала. На новый лагерь чуть позже прибыла группа других катамаранщиков - как они сплавлялись через порог, было неясно. Наутро мы встали чуть раньше обычного. Вечер был дождливым, ночь холодной, а утро - солнечным. Была надежда на хорошую погоду - в этот сплавной день нам нужно было пройти 50 км - до порогов Турбинный и Горизонт.

Хорошая погода не замедлила себя ждать, но прежде чем воздух прогрелся и стало хорошо, мы основательно намёрзлись. В целом задача пройти 50 км оказалась не такой уж сложной - мы потихоньку шли, на спокойных участках отдыхали, глазели по берегам на пасущихся лошадей, с других берегов местные жители любовались на нас, на бурных гребли. Самое главное - перед Турбинным мы успели зачалиться, и даже не очень коряво. Хотя ребята с других катов, зная наше мастерство чалки, ловили нас с берега и помогали. Шли мы всегда последними, таков был порядок. Итак, мы прошли свои 50 км и теперь предстояло выбрать место для лагеря. Наш руководитель побродил-побродил по полю, и решил, что если пройти с километр по полю, а потом по каменной осыпи спуститься к воде и переправиться на ту сторону, то там можно разбить лагерь. И вот мы все тащим вещи по полю, тащим катамаран 4-ку, потом грузим вещи на кат и в несколько ходок переправляемся на ту сторону. На той стороне невысокий обрыв, и надо проявить высочайшее мастерство чалки, выскочить быстро, вскарабкаться по обрыву вверх, к единственному деревцу и быстро-быстро привязать верёвку. Закидывать рюкзаки на обрыв ещё веселее, но мы справляемся и с этим, в промежутках разбивая лагерь и разводя костёр. Поужинав, заползаем в палатки. Моё дежурство, в которое я буду варить всем еду, мыть котлы и всякое такое, и я завожу будильник на семь утра. Разница во времени, но я часы не переводила, кое-как на глаз, завела будильник, прозвенел он в смутный час, я вылезла и обнаружила за пологом палатки ночь, совсем ночь. Алтайская ночь - это отдельная песнь, это поэма - луна светит бешено, будь она полумесяцем, или будь она полная. Звёзды кружат на небосводе и с первого взгляда сшибают с ног. Шум реки и шелест листвы и разнообразные звуки, шорохи заполняют те три минуты, что ты выглянул в алтайскую ночь. Дольше никак, иначе замерзнешь. Последние ночи были холодные, очень. В семь утра был иней и палатки с трудом расстёгивались. Но стоит солнцу выползти из-за гор на поляну, сразу всё отогревается. Пока варится завтрак, пока рубятся дрова. Пока первые товарищи выползают из палаток на крик - "завтрак подан!!!"

На этот день планы наполеоновские - перегнать каты через пороги Турбинный, Горизонт, пригнать к стоянке, быстро собрать лагерь и отправиться дальше, на конечную точку маршрута - слияние рек Чуя и Катунь. Ребята успевают всё это, но я не иду на порог, я остаюсь в лагере вместе с девочкой Юлей. Мы режем крепкие подберёзовики в суп и собираем палатки. С той стороны, через реку, где припаркован наш кат, мы слышим шум и блеянье. Стадо овец и коз спускалось с плато по осыпи на водопой, бурною толпою, потом построились ровной шеренгой вдоль берега, потом побродили вокруг катамарана, но не придумали, как на нём покататься. Напились и полезли по осыпи вверх, бекая и мекая.

Наши товарищи на километр выше по течению обносят каты через пороги и страхуют каякера Вадима. Вадим проходит все пороги, Вадим владеет теми самыми эскимосскими переворотами на струе, поэтому всегда мастерски выныривает из любой заварушки. Катамараны решили не через пороги не перегонять, разве что через вторую ступень порога Горизонт - заход в Турбинный оказался слишком неудобен для двойки. Вернулись рано, поспели к горячему супу. Покидали рюкзаки на каты и пошли - идти осталось километров пять или меньше, ряд бодрых шивер, и, кажется, даже порожек, мы прошли на отлично. Завидев мост через р. Чуя, мы зачалились к берегу и начали антистапель - пока светило солнце, надо было высушить каты и неопрен. В процессе разбора и подготовки к выброске я стала замечать, что в мусорной куче, подготовленной к сожжению, появились драные сплавные кеды/кроссовки, элементы одежды и прочий гардероб. То есть ребята подрались, или приехали доносить недоношенное - но у меня, кроме драных пакетиков, для костра ничего не было...потому-что я всё-таки лузер и это мой первый бурный сплав.

За мостом открывался невероятный вид на слияние рек Чуя и Катунь - залив, небольшая беседка, закатное солнце, уходящее за горы.

Наутро за нами приехал минибус мерседес с прицепом, но везти и нас и барахло в грунтовую горку отказался - пришлось грузить вещи, а на горку бежать пешком. Я смотрела на спины впереди идущих ребят, и в голове звучала мелодия из кинофильма "Профессионал" - не знаю, почему...когда мелодия в голове доиграла, мы дошли до асфальта, влезли в минибус, оставив позади речку Чуя с ее валами, порогами, и шиверами, и покатили по дороге в сторону Горно - Алтайска.

Небольшой комментарий по технической части. Конечно, никакого кармана в прижиме не было, да и промывало там достаточно хорошо, вероятность застрять в нём была равна нулю. Кат конечно могло бы перевернуть, но всех бы промыло ниже в озеро. То что ребята напугались - хорошо, в следующий раз будут внимательнее в повроты заходить.
Что касается Андрея и Вовы, вроде как случайно прошедших порог. Во-первых, вместе с ними был ещё каякер и шли они тандемом. Во-вторых зачалились они, вместе с каякером, всё же перед первой ступенью, просто уже в месте, где порог начинался, при том что остальные - где то метров до порога за сто.
Большое спасибо Лене за историю и великолепное художественное изложение.